Информационный сервис Каспинфо  
информационный сервисбиблиотекафорум экологических организаций  
go to english vertion

Сервис Каспинфо
оперативная экологическая информация

Библиотека

Календарь событий
конференции и семинары

Вахта Каспия
общественный экологический контроль

Сохранение биоразнообразия
проблемы и решения

Проект Каспинфо - GIS-LAB


Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан
Пресс-служба

Информация по вопросу хранения серы на ТОО "Тенгизшевройл"

Атырауское областное управление охраны окружающей среды предъявило претензию ТОО "Тенгизшевройл" в отношении несанкционированного размещения комовой серы на сумму 11 млрд. тенге.

1. Эффективность природоохранного законодательства в значительной степени зависит от механизма его реализации. С введением Закона РК "Об охране окружающей среды" возникла необходимость в разработке целого ряда подзаконных актов. При этом особенно важным было установить правила, регулирующие отношения между природоохранными органами и природопользователями в области охраны и использования природных ресурсов.
В правилах должны быть изложены процедура подготовки, оформления, выдачи, аннулирования разрешения на природопользование, ответственность сторон участвующих в этом процессе, а также какой вид деятельности и параметры воздействия подлежат оформлению права на природопользование. Установление прав и ответственности за природопользование юридическими и физическими лицами обусловлено также и экологической обстановкой, сложившейся в городах, промышленных центрах, в районах добычи переработки минеральных и углеводородных природных ресурсов. Только отходов производства и потребления, включая и тех, которые содержат ценные компоненты и могут быть переработаны для дальнейшего использования накоплено в Республике более 20 млрд. т.
Наличие или отсутствие у природопользователя разрешения на природопользование, а также соблюдение установленных экологических нормативов и требований дает возможность осуществлять государственный контроль и применять в случае необходимости административные или экономические санкции.
Учитывая все эти обстоятельства, МПРиООС РК подготовило "Правила выдачи разрешения на загрязнение окружающей среды", которые после прохождения согласования в соответствующих министерствах и ведомствах были утверждены Постановлением Правительства РК ?1154 от 6 сентября 2001 года.

2. Введение в действие экологических требований не всегда получает одобрение у определенной категории природопользователей, особенно когда затрагиваются экономические интересы. Так, утверждение "Правил выдачи разрешения" вызвало всем известную реакцию ТОО "Тенгизшевройл".

3. В Верховный Суд РК в феврале текущего года поступило от ТОО "Тенгизшевройл" исковое заявление о признании пункта 4. Правил выдачи разрешений на загрязнение окружающей среды, утвержденных постановлением Правительства РК ?1154, противоречивающим положениям Закона "Об охране окружающей среды".

4. МПРиООС было ответчиком по данному иску от лица Правительства и его позиция защиты основывалась на нескольких основных положениях:

  • согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды в компетенцию Правительства РК входит функция принятия нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок предоставления природных ресурсов в природопользование и перечень видов природопользования. Правительство приняло Постановление ?1154 от 06.09.2001 года в соответствии с действующим законодательством.
  • имеются аргументы, доказывающие вредное воздействие серы на окружающую среду и здоровье людей, а также и то, что состояние, в котором находится комовая сера на Тенгизе в объеме более 5 млн. тонн позволяет отнести ее к отходам производства,
  • при условии переработки комовой серы на специальных установках и продаже на внешнем или внутреннем рынке сера (гранулированная, чешуйчатая) приобретает товарную ценность и является сырьем для дальнейшего использования. Правительство не допустило расширенного толкования Закона "Об охране окружающей среды", как утверждает ТОО "Тенгизшевройл", и дополнило свое обоснование положениями Указа Президента РК, имеющего силу Закона "О недрах и недропользовании".

5. В течение длительного времени в результате деятельности горнодобывающей, перерабатывающей нефтегазовой и энергетической промышленности накоплено значительное количество отходов, в которых сохраняются ценные компоненты (хвостохранилища, вскрышные породы, нефтяные амбары) и представляющие собой исторические загрязнения. Их переработка и рекультивация не выгодна предприятиям. Введение в действие п.4. Правил позволяет применять в таких случаях экономический механизм природопользования, т.е. плату за загрязнение или использование природных ресурсов.
Чтобы не платить экологические платежи, природопользователь вынужден принимать меры по ликвидации очагов загрязнения, сокращать объемы выбросов, сбросов, внедрять малоотходные и безотходные технологии. В отношении ТОО "Тенгизшевройл" следует отметить, что ее деятельность в течение ряда лет сопровождается сжиганием больших объемов попутного газа на факел, сверхнормативными выбросами загрязняющих веществ, неэффективной работой установок по очистке сточных вод, аварийными выбросами и т.д.
Накопление комовой серы в объеме более 5 млн. тонн в течение 8 лет указывает на то, что данная компания не предпринимало конструктивных мер по переработке и реализации серы, исходя из экономических или других каких-то соображений.
В этой связи, сера, хранящаяся под открытым небом не может быть отнесена к товарной продукции по следующим причинам:

  • в таком виде она не подлежит транспортировке и реализации. Для того чтобы комовая сера превратилась в потребный продукт необходимо:
    a) дополнительная переработка на специальном технологическом оборудовании (грануляция);
    b) обеспечение транспортными коммуникациями;
    c) наличие всех проектно-сметных материалов на строительство и эксплуатацию сооружений по переработке, разрешительных документов (лицензий на вид деятельности, на реализацию и экспорт серы) соглашений и контрактов на реализацию серы;
    d) сертификация соответствия ГОСТу "Техническая сера".

В настоящее время ТОО "Тенгизшевройл" не предъявлены аргументы, подтверждающие наличие действующих установок и сопутствующих разрешительных документов для переработки, транспортировки и конечной реализации, серы как продукции и, следовательно, в таком виде сера является отходом.

Верховный суд 14 марта 2002 года рассмотрев материалы дела принял решение отклонить иск ТОО "Тенгизшевройл".

6. Атырауское областное управление охраны окружающей среды предъявило претензию ТОО "Тенгизшевройл" в отношении несанкционированного размещения комовой серы на сумму 11 млрд. тенге. Учитывая, что ТОО "Тенгизшевройл" в претензионном порядке не намерено оплатить экологические платежи областное управление подготовило материалы для предъявления иска через суд, ТОО "Тенгизшевройл" является предприятием, в котором значительная часть акций принадлежит компании Шевройл.
Хотелось бы надеется, что инцидент, возникший в отношении несанкционированного хранения серы на ТОО "Тенгизшевройл", был бы решен в соответствии с экологической политикой продекларированной компанией. При этом МПРООС отмечает, что предпринимаемые действия не являются специальной акцией в адрес указанной компании. Речь идет только о контроле над соблюдением природоохранного законодательства по отношению ко всем природопользователям, независимо от форм собственности и размеров компаний.

СПРАВКА:

В "Справочнике химически вредных веществ в промышленности" под редакцией профессора Н. В. Лазарева указано, что "многие соединения серы являются серьезными ядами. Сера горюча и вступает при повышенной температуре в соединение с металлами и многими металлоидами. В тонко измельченном виде она легко окисляется на воздухе и при обычной температуре. Пыль серы в воздухе иногда взрывается. При постоянном попадании в организм человека сера может оказать вредное воздействие на здоровье человека".

В "Классификаторе токсичных промышленных отходов производства предприятий Республики Казахстан", утвержденный Министерством экологии и биоресурсов РК 2 июля 1997 года "загрязненная сера, образованная на ТОО "Тенгизшевройл" в результате разливов в процессе производства или погрузки либо в результате случайного загрязнения товарной серы в зоне укладки и хранения комовой серы, относится к нерегулируемым твердым отходам IV класса опасности".

Примеры грубых нарушений природоохранного законодательства в 2001 году.

Западно-Казахстанская область.
При проверке компании Карачаганак Петролиум Оперейтинг б.в. выявлено отсутствие разрешения на спецприродопользование. За загрязнение окружающей среды в результате сброса и выброса загрязняющих веществ без соответствующего разрешения компании предъявлен иск на сумму 221,6 млн.тенге.

Кызылординская область.
В результате проверки выявлено, что ОАО "Харикейн Кумколь Мунай" производит сброс и выброс загрязняющих веществ, хранение промышленных отходов без разрешения на спецприродопользование. В возмещение причиненного ущерба окружающей среде предприятию предъявлен и взыскан иск на сумму 16,66 млн. тенге.

Восточно-Казахстанская область.
ТОО "Восточно-Казахстанская топливно-энергетическая компания" по результатам ранее проведенной проверки за нарушение природоохранного законодательства предъявлен и взыскан иск на сумму 4,38 млн. тенге и подано исковое заявление в суд на приостановку производственно - хозяйственной деятельности этого предприятия.
За аварийный сброс хвостовой пульпы на рельеф местности предъявлен иск на сумму 23,7 млн. тенге филиалу "ВостокКазмедь" Корпорации Казахмыс. Южно-Казахстанская область. 2 апреля т.г. судом ? 3 города Шымкента удовлетворены исковые требования к ОАО "ШНОС" в размере 5 млн. 575 тысяч тенге за нарушение природоохранного законодательства.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК 475000, Кокшетау, ул. Сатпаева, 1, т.: 31622.54242, факс: 31622.50620

Пресс-секретарь Министра
Аязбаев Нуржан Нурланович
Тел/факс 8.31622.50769
e-mail: info@nature.kz
WWW.neapsd.kz

 

О сайте Каспинфо

Полезные ссылки

Поиск

Подписка на новости Каспинфо:

<> <>

© Crude Accountability, 2003 webmaster