Информационный сервис Каспинфо  
информационный сервисбиблиотекафорум экологических организаций  
go to english vertion

Сервис Каспинфо
оперативная экологическая информация

Библиотека

Календарь событий
конференции и семинары

Вахта Каспия
общественный экологический контроль

Сохранение биоразнообразия
проблемы и решения

Проект Каспинфо - GIS-LAB


МОНИТОРИНГ КАСПИЯ

Все знают, что стремясь к какой-то цели очень важно не только учесть имеющие-ся средства, но и четко сориентироваться в ситуации. Нередко путь к успеху оказыва-ется короче у того, кто располагает более полной информацией, а не более полным кошельком. Конкуренция за информационные ресурсы имеет место во всех сферах общественной жизни, особенно в политике, экономике и экологии.

Острейшая борьба идет также на рынке информационной продукции, создавае-мой из информационных ресурсов в принципе так же, как из нефти производится бен-зин, а из леса - табуретки. Только применяются для этого особые информационные технологии, использующие не станки, а компьютеры. Кроме того информационные ресурсы это единственный используемый человеком вид ресурсов, который создается им самим, а не природой.

Одной из основных технологий создания информационных ресурсов и производ-ства информационной продукции является мониторинг. Это понятие, по своему со-держанию аналогичное русскому слову 'слежка', пришло из экологии и сегодня ши-роко используется в политике и экономике. Оно означает систему наблюдений, сбора и анализа информации, необходимой для планирования и осуществления тех или иных видов деятельности. И в политике, и в бизнесе, и в экологии особенно важно учитывать не только возможные выгоды, но и вероятные угрозы и риски, поэтому наиболее быстрыми тем-пами системы мониторинга развиваются в сферах политической, экономической и экологической безопасности.

По площади территории, охваченной наблюдениями, мониторинг может быть глобальным, региональным или локальным. Примером глобального мониторинга яв-ляется сеть метеорологических станций, разбросанных по всей планете, данные на-блюдений которых используются всеми странами. Системы регионального монито-ринга развернуты во многих морских бассейнах, например, на Балтике или Арктике, опыт по их организации, кстати, может быть использован на Каспии. Типичным при-мером локального мониторинга является сеть наблюдений, формируемая вокруг опас-ных объектов, - атомных электростанций, полигонов с токсичными отходами и т.п.

Все названные примеры относятся к экологическому мониторингу, основным объектом которого является окружающая природная среда. Отслеживанием политической ситуации в стране и мире занимается политический мониторинг, а за процессами в отечественной и мировой экономике наблюдает экономический мониторинг.

Во времена СССР осуществление мониторинга было исключительной прерогативой государства. И сейчас в государственных органах, ответственных за формирование внешней и внутренней политики, развитие экономики, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов существуют многочисленные служ-бы, занятые сбором и анализом информации. С появлением частного капитала инфор-мационно-аналитические службы стали создаваться в крупных компаниях. Кроме то-го, появилось большое количество фирм, различного рода 'центров стратегического планирования', осуществляющих информационное обслуживание как частного, так и государственного секторов.

Сегодня уже есть немало примеров того, что корпоративный мониторинг действует более оперативно и эффективно, чем государственный. В качестве примера можно отметить практически мгновенную реакцию нефтяных компаний 'ЛУКОЙЛ' и 'ЮКОС' на начало антитеррористической операции в Афганистане, после которого они заявили о своем участии в реализации проекта нефтепровода Баку-Джейхан. Реак-ция Правительства России была более запоздалой, только на экономическом форуме в Нью-Йорке Михаил Касьянов заявил о возрастании роли России в обеспечении 'энер-гетической безопасности цивилизованного мира'.

Кстати, нефтепровод Баку-Джейхан, предназначенный для транспортировки каспийской нефти (азербайджанской, по всей вероятности, казахстанской и, возможно, российской) является альтернативной нефтепроводу КТК, проходящему по российской территории, включающей Астраханскую область. Астраханцы, конечно, не заинтересо-ваны в реализации проекта 'Баку-Джейхан', поскольку это приведет к уменьшению объема прокачки нефти по нефтепроводу КТК и, соответственно, к снижению денеж-ных поступлений в областной бюджет. Но для России в целом проблема формирова-ния цен на нефть более важна и потому не исключено, что после некоторых раздумий российское правительство даст 'добро' отечественным нефтяным компаниям на уча-стие в строительстве нефтепровода Баку-Джейхан.

Этот пример показывает, что интересы Астрахани (и других прикаспийских субъ-ектов федерации) отнюдь не всегда совпадают и интересами России на Каспии. Порой для этого Администрации Астраханской области приходится прикладывать немало усилий. Напомним связи с этим недавнюю историю со строительством буровых плат-форм для Казахстана на астраханских верфях.

Все вышеизложенное - это справка, необходимая для того, чтобы разобраться в проблеме мониторинга Каспийского моря, в вопросах о месте и роли Астраханской области в информационном пространстве Каспия, чему посвящена эта статья. От образования новых суверенных государств на его берегах Каспия существен-ное пострадало не только экономическое и экологическое, но информационное про-странство. Отечественная система экологического мониторинга лишилась значитель-ной части своей производственной базы, система политического мониторинга - при-оритетов, без которых невозможен целенаправленный сбор информации, а показатели и методы оценки состояния плановой экономики, как оказалось, невозможно было применить к рынку.

В последние годы положение стало исправляться. В части экологического мони-торинга этому способствовала реализация программы комплексных экологических ис-следований, проводимых НК 'ЛУКОЙЛ' на Северном Каспии, в части политического мониторинга - выделение особого каспийского направления в российской внешней политике, в части экономического мониторинга - достаточно быстрое, особенно, в предпринимательской среде, приобщение России к рыночной идеологии.

Особенно важно, что Россия наконец-таки определилась со своими интересами на Каспии. В отечественной морской доктрине они были обозначены следующим образом: 'определение выгодных для Российской Федерации международного правового режима, порядка использования рыбных запасов, месторождений нефти и газа; создание условий, в том числе с привлечением возможностей субъектов Российской Феде-рации для базирования и использования всех составляющих морского потенциала; со-вместная с прибрежными государствами деятельность по сохранению морской среды Каспийского моря'.

Однако, кроме России и других прикаспийских государств, со своими интересами на Каспии объявились и другие весьма далекие от каспийского региона страны. Пер-вое, что им потребовалось для реализации своих интересов, - это информационные ре-сурсы. В ход пошли различного рода неправительственные организации и экологиче-ские программы, финансируемые из дальнего зарубежья. Одна из последних новостей - активизация разработанного в 2000 году 'научного' проекта НАТО 'Каспийский ре-гион: исследования атмосферной циркуляции, баланса массы и энергии, изменений ре-гиональной климатической системы', по-видимому, связанная с вступлением России, по меткому выражению одного из известных политиков, в 'гражданский брак' с Севе-ро-Атлантическим Союзом.

Препятствовать утечке информации в эпоху глобализации бессмысленно и бесполезно. Надо, с одной стороны, учиться управлять ее потоком, идущим на 'экспорт', а с другой стороны, ускоренным образом развивать информационные технологии, нацеленные на создание конкурентно способной информационной продукции. Сегодня в борьбе за информационное пространство побеждает не тот, кто видит шире, а тот, кто видит дальше.

Особенно быстрыми темпами сегодня на Каспии развиваются корпоративные системы мониторинга, чуть ли не каждый день в регионе объявляется новая компания, предлагающая свои информационные или консультационные услуги. Некоторые из этих компаний достаточно близки к правительственным кругам и стремятся использо-вать свое положение для монополизации информационного пространства. Этим объ-ясняется регулярное обновление идеи о создании некоего центра мониторинга Каспий-ского моря, которая недавно вышла на региональный уровень, - ее поддержали Прези-денты Азербайджана, Казахстана и России. Поскольку речь идет в основном об эколо-гическом мониторинге, то, по нашему мнению, создание такого центра маловероятно (оно, кстати, не поддерживается Туркменистаном, а Иран принимает эту идею с боль-шими оговорками). Наше мнение основано на мировом опыте, который показывает, что наиболее оптимальным способом регионального экологического мониторинга является про-грамма, распределяющая функции по его осуществлению между государствами участ-никами и предусматривающая обмен между ними полученной информации. Но по-пытки выдать частные интересы за государственные, очевидно, будут продолжаться и впредь, препятствуя установлению цивилизованных отношений на каспийском рынке информационных услуг.

Сегодня роль Астрахани в информационном пространстве Каспия мала, сравнима с точкой, стоящей в конце этого предложения. Но есть основания полагать, что в ско-ром времени она существенно увеличится. Они связаны с разработкой астраханскими специалистами и их коллегами из других городов России информационной системы, нацеленной на создание на основе имеющихся и постоянно пополняемых информаци-онных ресурсов конкурентно способной информационной продукции.

Основная особенность создаваемой информационной системы состоит в использовании количественных показателей и численных методов анализа состояния политического, экономического и экологического пространств Каспийского моря. Предпочтение количественным показателям отдано потому, что они обладают большей точностью, чем субъективные экспертные оценки. Численные методы анализа выбраны потому, что объем 'оперативной памяти' и компьютера больше, чем у человека, будь он даже 'семи пядей во лбу', и традиционный логический анализ не справляется с боль-шими объемами информации.

Основные 'ноу-хау' информационной системы связаны с методами и техноло-гиями анализа данных, в частности, с применением специальных шкал, приводящих к одному 'знаменателю' показатели разной размерности, многомерных индикаторов, позволяющих синтезировать информацию. Уже сегодня в составе системы можно выделить три компонента. Это, во первых, национальная подсистема, ориентированная на информационное обеспечение россий-ских интересов, использующая специальные (центрированные) способы обработки информации, и методы оценки выгоды и риска для России изменений политической, экономической и экологической ситуации в каспийском регионе.

Во-вторых, это - региональная подсистема с ориентацией на информационное обеспечение общих интересов прикаспийских государств и использованием информа-ционных ресурсов, создаваемых за счет взаимного обмена информацией, способов об-работки информации с оценкой асимметрии распределения данных, методов опреде-ления баланса интересов, совместной выгоды и риска изменений политической, эко-номической и экологической ситуации в каспийском регионе. Наконец, это - корпоративная подсистема, в основном ориентированная на нуж-ды частных компаний, проявляющих активный интерес к стратегической информации о политической, экономической и экологической ситуации в Каспийском регионе. По понятным причинам эта часть информационной системы, особенно ее экологический блок, развивается наиболее активно. Но это не значит, что остальные блоки остаются в тени, просто средств, как всегда, на все не хватает. Однако, мы смотрим в будущее с оптимизмом и хотим заверить астраханцев, что не далек тот час, когда Астрахань зай-мет достойное ее место в информационном пространстве Каспия.

С.К. Монахов
Директор Каспийского морского научно-исследовательского центра

 

О сайте Каспинфо

Полезные ссылки

Поиск

Подписка на новости Каспинфо:

<> <>

© Crude Accountability, 2003 webmaster