Информационный сервис Каспинфо  
информационный сервисбиблиотекафорум экологических организаций  
go to english vertion

Сервис Каспинфо
оперативная экологическая информация

Библиотека

Календарь событий
конференции и семинары

Вахта Каспия
общественный экологический контроль

Сохранение биоразнообразия
проблемы и решения

Проект Каспинфо - GIS-LAB


МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ
______________________________________

121200, Москва Г-200,Смоленская Сенная пл., 32/34 тел.:(095) 244-4119,факс:244-4112
e-mail: dip@mid.ru, web-address: www.mid.ru

Выступление заместителя Министра иностранных дел России, специального представителя Президента России по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря В.И. Калюжного на Международной конференции "Каспий: правовые проблемы" 26 февраля 2002 года, г.Москва



344-27-02-2002

Уважаемые участники конференции,

В сегодняшнем мире Каспий является объектом внимания самых различных сил. Наверное, не проходит и месяца, а то и чаще, чтобы в той или иной стране - близкой или далёкой от Каспийского региона - не проводились международные конференции, посвящённые его проблемам. В большинстве случаев на них обсуждаются дела энергетические. Это можно понять. Именно углеводородные ресурсы нового, открывшегося миру Каспия в первую очередь привлекают к себе взоры внерегиональных государств и компаний, именно с нефтью и газом связывают народы и правительства прикаспийских стран свои главные надежды на стабильное и благополучное будущее. В то же время правовые вопросы, если и затрагиваются, то как бы мимоходом, рассматриваются как нечто второстепенное и прикладное.

Между тем, этой аудитории хорошо известно, что в течение последнего десятилетия процесс правового урегулирования проблем Каспийского моря серьёзно отстал от того, что происходит на Каспии де-факто. Политики и бизнесмены обгоняют юристов. Это повод для беспокойства. Ведь без прочного правового фундамента не может быть надёжно обеспечено упорядоченное и цивилизованное сосуществование прибрежных государств, их сотрудничество между собой и с внерегиональными партнёрами, рациональная хозяйственная деятельности и природоохрана Каспия.

Организуя эту конференцию, мы исходили из того, что свободный и заинтересованный обмен мнениями по правовой проблематике Каспия на высшем профессиональном уровне поможет прибрежным государствам быстрее привести ныне действующую нормативную базу в соответствие с новыми каспийскими реалиями, заполнить правовой вакуум там, где он пока существует. Убеждён, что труды конференции станут ценным интеллектуальным подспорьем в решении этих задач.

Задачи эти - нелёгкие, и "виной" тому, прежде всего, само Каспийское море, его уникальность. Уникальный водоём нуждается в специфическом правовом обустройстве. Продолжается дискуссия и относительно правового статуса Каспия - существует сегодня таковой или нет, как следует в этом плане расценивать советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов, идёт ли ныне речь о выработке нового правового статуса или будет достаточно совершенствовать действующий.

Позвольте коротко изложить подходы России к вопросам, которые вынесены на обсуждение Конференции.

Наша исходная позиция состоит в том, что исключительными правами в отношении Каспийского моря и его ресурсов обладают сегодня пять государств, которые расположены на его берегах. Определение правового статуса Каспийского моря, форм и методов его использования является делом самих этих государств. Договорённости относительно правового статуса Каспийского моря в целом возможны только на основе общего согласия "пятёрки".

Считали и считаем, что правовой статус у Каспийского моря есть. Он определяется Договором между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 г. Установленные этими договорами режимы свободы судоходства и рыболовства (в последнем случае - за исключением 10-мильной прибрежной зоны), запрет на плавание судов под флагами некаспийских стран продолжают действовать и должны строго соблюдаться. Это в равной мере относится и к "старым" и к "новым" прикаспийским государствам, главы которых вместе со своими коллегами из других государств - участников СНГ заявили в Алма-Атинской Декларации от 21 декабря 1991 г., что гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

По мнению России, положенный в основу советско-иранских договоров принцип "общей воды" полностью себя оправдал и его следует сохранить при выработке нового правового статуса Каспия. Вместе с тем, у нас нет возражений против того, чтобы юрисдикция прикаспийских государств в прибрежных водах была расширена. Вместо ныне существующей 10-мильной рыболовной зоны можно установить две прибрежные зоны, в которых прикаспийские государства будут осуществлять национальную юрисдикцию соответственно в целях пограничного, таможенного санитарного и иного контроля, а также в целях рыболовства и сохранения биоресурсов. Ширину этих зон предстоит определить по общему согласию. Но она не должна быть чрезмерной, с тем, чтобы не пострадал принцип "общей воды". Кроме того, в нашем понимании, линии, устанавливающие пределы национальных зон, не будут являться государственными границами. В этом будет состоять существенное различие между подобными зонами и, к примеру, территориальным морем.

Обратимся теперь к проблеме дна и недр Каспия. Как известно, советско-иранскими договорами вопросы недропользования не регулируются. В начале 90-х годов прошлого века Россия вместе с Ираном предлагала заполнить этот юридический пробел, распространив режим общего пользования водой Каспия на его минеральные ресурсы. Остальные прикаспийские государства с предложением о кондоминиуме, однако, не согласились. Оставаясь твёрдо приверженной правилу консенсуса, Россия занялась поисками компромиссного решения. Нужно было сблизить и подвести к общему знаменателю две прямо противоположные позиции - в пользу кондоминиума и в пользу раздела Каспия на национальные сектора. В конечном счёте нами было выдвинуто предложение положить в основу нового статуса Каспия принцип "делим дно - вода общая". Конкретно имеется в виду разграничение дна Каспия между сопредельными и противолежащими государствами, в результате чего каждое из них получит в своё распоряжение участок дна для осуществления суверенных прав на недропользование. При этом понимается, что разграничительная линия не будет территориальной или пограничной, а лишь определит пределы ресурсной юрисдикции прибрежных государств.

Когда в начале 90-х годов встал вопрос о новом правовом статусе Каспийского моря, все прибрежные государства сошлись во мнении, что решить его следует путём разработки и принятия соответствующей Конвенции. В то время это представлялось делом не слишком долгим. Всё, однако, оказалось сложнее. О серьёзных различиях во взглядах прибрежных государств на будущий статус было сказано выше. За прошедшее десятилетие многие расхождения удалось преодолеть. С единых позиций по ряду принципиальных моментов стали выступать Россия, Казахстан и Азербайджан. В сторону сближения с ними эволюционирует позиция Туркменистана. Тем не менее, разброс мнений сохраняется, и это по сей день не позволяет единовременно выйти на консенсусное решение всего комплекса проблем, которые должны быть отражены в Конвенции.

Опыт прошедших лет научил нас, что определение нового правового статуса Каспийского моря это не одноактное действие, а процесс. Продвигаться к цели можно лишь поэтапно, шаг за шагом. Какими должны быть эти шаги, подсказывает сама жизнь. В первоочередном урегулировании нуждаются наиболее острые и актуальные проблемы - сохранение и управление биоресурсами, защита природной среды Каспия и недропользование.

По убеждению России, работать над достижением консенсусных договорённостей на всех этих направлениях следует параллельно, подготавливая соответствующие соглашения. Вводить в действие то или иное соглашение нужно по мере готовности, вне зависимости от того, как продвигаются дела на других направлениях. Концепция "единого пакета", согласно которой все соглашения должны вступить в силу одновременно, представляется нам непродуктивной, поскольку она блокирует возможность реализации уже достигнутых договорённостей, делает их заложниками менее успешных переговорных процессов.

Хочется верить, что открываются неплохие шансы для заключения Соглашения о сохранении биоресурсов Каспийского моря и управления ими. В марте текущего года в Баку проект этого соглашения станет предметом обсуждения и доработки на внеочередном заседании четырёхсторонней Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря, в котором, насколько нам известно, примет участие представитель Ирана. Пожелаем Комиссии успеха в этой очень важной работе.

В экологической сфере Россия добивается принятия соглашений по защите природной среды Каспия и о сотрудничестве гидрометеослужб прибрежных государств. Россия предлагает также сформировать на постоянной основе пятисторонний межправительственный Каспийский центр для мониторинга состояния природной среды Каспия и разработки соответствующих рекомендаций для прибрежных государств. Такой Центр призван стать эффективным инструментом защиты природной среды Каспия. По нашему мнению, наряду с другими обязанностями, на Центр можно было бы возложить функции Постоянного секретариата Рамочной Конвенции по защите морской среды Каспия после того, как эта Конвенция будет принята и вступит в силу. Россия положительно оценивает работу по подготовке Рамочной конвенции, которую ведут эксперты пяти прикаспийских стран при техническом содействии ЮНЕП. Выступаем за скорейшее завершение этой работы.

Приоритетность правового урегулирования сферы недропользования обусловлена обстоятельствами как политического, так и экономического порядка. Имеющие место споры между прибрежными государствами из-за нефтегазоносных месторождений омрачают политическую атмосферу на Каспии, порождают трения, напряжённость, а подчас и конфликты. Тем временем часть спорных месторождений не осваивается, вследствие чего прибрежные государства несут экономические потери.

Как известно, в течение последних лет сначала между Россией и Казахстаном, а затем между Россией и Азербайджаном и Азербайджаном и Казахстаном были достигнуты двусторонние договорённости о разграничении сопредельных частей дна северного и центрального Каспия в целях недропользования и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне. По нашему убеждению, эти договоренности заслуживают самой позитивной оценки, а отнюдь не критики.

Двустороннее сотрудничество - важнейший элемент взаимодействия прибрежных стран не только на суше, но и на море. Оно нуждается в соответствующем правовом инструментарии. Отмечу, что новые правовые инструменты вырабатываются для тех видов деятельности на Каспии, которые советско-иранские договоры не охватывают. И, повторяю, они "обслуживают" только двустороннее сотрудничество. Вместе с тем, правовой опыт, накопленный в ходе двустороннего сотрудничества, несомненно, окажется весьма полезным для работы над статусом Каспия в пятистороннем формате. Рассматриваем упомянутые выше двусторонние договорённости как важный вклад в разработку нового статуса.

Отдельно остановлюсь на методологии разграничения дна. Полагаем, что решение этого вопроса следует оставить на усмотрение непосредственно заинтересованных, т.е. сопредельных и противолежащих государств. Например, Россия и Казахстан и Россия и Азербайджан избрали для себя метод модифицированной срединной линии, тогда как Азербайджан и Казахстан - метод географической срединной линии. Свой выбор мы не считаем некой догмой или абсолютом. Главное - чтобы разграничительная линия была взаимоприемлемой для тех, кто её проводит.

Собственно говоря, заинтересованные стороны могут для начала договориться не о разграничении зон недропользования, а о разделе - или совместной эксплуатации конкретных спорных структур и месторождений. В случае использования метода ресурсного разграничения никаких подсчётов в квадратных милях или процентах площадей не требуется. Полагаю, что использование этого метода в южной части Каспия могло бы стать ключом к урегулированию известных расхождений между расположенными там прибрежными государствами. Ведь расхождения эти по сути своей касаются не площадей, а ресурсов.

В заключении хотел бы отметить, что в текущем году активизировалась работа по подготовке встречи глав пяти прикаспийских государств, которую намечено провести в Туркменистане. Ожидается, что Каспийский саммит завершится принятием итогового документа, в котором будут отражены общие позиции его участников по актуальным вопросам международной жизни и ситуации в регионе, определены основополагающие параметры нового правового статуса Каспийского моря. Именно встреча на высшем уровне способна приблизить прибрежные государства к взаимоприемлемым решениям по статусу, наметить главные направления дальнейшего переговорного процесса.

Спасибо за внимание.

 

О сайте Каспинфо

Полезные ссылки

Поиск

Подписка на новости Каспинфо:

<> <>

© Crude Accountability, 2003 webmaster