Информационный сервис Каспинфо  
информационный сервисбиблиотекафорум экологических организаций  
go to english vertion

Сервис Каспинфо
оперативная экологическая информация

Библиотека

Календарь событий
конференции и семинары

Вахта Каспия
общественный экологический контроль

Сохранение биоразнообразия
проблемы и решения

Проект Каспинфо - GIS-LAB


Версия документа для печати

Геополитические проблемы Каспия

* Россия стремится решить две взаимосвязанные стратегические задачи: сохранить контроль над энергетическими ресурсами Каспийского региона и решить вопрос о статусе Каспия. Поэтому РФ добивается расширения сотрудничества с Туркменистаном и Азербайджаном.
* Перечень мероприятий Прикаспийских государств по вопросам правового статуса Каспийского моря и краткое описание их результатов (1992-2001).
Геополитические проблемы Каспия

***
РОССИЯ СОСРЕДОТОЧИВАЕТ ВНИМАНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ КАСПИЯ
Игорь Торбаков

Россия и Соединенные Штаты спешно создают новые стратегические альянсы и
перезаключают подписанные ранее договоры о сотрудничестве в области
безопасности со странами Центральной Азии. В ответ на усиление присутствия
США в Средней Азии Россия обратила пристальное внимание на бассейн Каспия и
добивается расширения сотрудничества с Туркменистаном и Азербайджаном.
Кремль стремится решить две взаимосвязанные стратегические задачи -
сохранить контроль над огромными энергетическими ресурсами региона и решить
вопрос о территориальном разделе Каспия.

В 2002 году несколько высоких американских делегаций нанесли визиты в
среднеазиатские государства. [Более подробно см. Архив рубрики Eurasia
Insight]. В ответ на эти дипломатические инициативы США в Москве в конце
января было проведено две встречи на высшем уровне. Российский президент
Владимир Путин принимал своих коллег - узбекского президента Сапармурата
Ниязова и азербайджанского президента Гейдара Алиева. Эти два саммита,
замечают наблюдатели в Москве, имели различные результаты, что явилось
отражением разной степени зависимости Ашхабада и Баку от Москвы.

В центре переговоров Путина с Ниязовым стоял вопрос о закупках Россией
туркменского газа. Значимость этого вопроса, как указывают российские
комментаторы, возросла "после высадки вооруженных сил США в соседних с
Туркменистаном странах Центральной Азии и в Афганистане".

"Покуда Туркмении некуда поставлять газ, кроме как через Россию", - пишет
влиятельная ежедневная газета деловых кругов "Ведомости". "Но через
несколько лет ситуация может измениться".

Чтобы предотвратить утрату монополии России на транзит энергоресурсов,
Путин предложил Ниязову сформировать Евразийский газовый альянс в составе
четырех газодобывающих стран СНГ - России, Туркменистана, Казахстана и
Узбекистана. Если альянс состоится, считают эксперты в Москве, это окажет
значительное влияние на мировой газовый рынок.

"Россия - крупнейший производитель голубого топлива, а центральноазиатские
государства претендуют на то, чтобы в перспективе играть на международной
газовой арене важную роль. Прежде всего как конкуренты России", - пишет
специалист по региону Аркадий Дубнов в газете "Время новостей".

"На запуске альтернативных российским источников энергоносителей строились
многочисленные западные геополитические схемы 90-х годов. И если бы теперь,
- добавляет Дубнов, - Москве удалось собрать новые газовые страны под своей
эгидой, то она бы смогла регулировать и их конкурентоспособность,
естественно, в свою пользу".

Инициатива Путина получила поддержку и еженедельника "Московские новости".
"В случае реализации этих планов [создания Евразийского газового альянса], -
пишет эксперт "МН" по Центральной Азии Санобар Шерматова, - Москва
фактически перехватывает у США инициативу в послевоенных энергетических
проектах в Центральной Азии и Афганистане".

По информации некоторых хорошо информированных источников в Москве,
инициатива Путина, по-видимому, говорит не столько об осуществимости этого
амбициозного проекта, сколько о том, что Москва не смогла договориться с
Ашхабадом по вопросу об объемах поставок туркменского газа.

Фактически, переговоры Путина и Ниязова на московском саммите не дали
никаких результатов. Лидеры двух стран не смогли преодолеть
российско-туркменских разногласий по вопросу о разделе Каспия. [Историю
вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Три из пяти прикаспийских
государств - Россия, Азербайджан и Казахстан предлагают разделить дно Каспия
на национальные сектора, а акваторию считать общей для всех стран. По этой
схеме Иран получит самый скромный участок. Иран предлагает разделить дно на
равные части, а Туркменистан колеблется, не решаясь занять ту или другую
позицию.

С тех пор как Ниязов отказался присоединиться к каспийской "тройке", многие
наблюдатели в Москве начали обвинять туркменского лидера в попытке
торпедировать договор по Каспию. Не имея экономических рычагов для решения
проблемы спорных газовых и нефтяных участков - прежде всего, денег на их
разведку, - Ниязов, по словам комментаторов, выбрал политику саботажа
каспийского соглашения.

"Туркменбаши делает все для того, чтобы загнать каспийский вопрос в тупик",
- писала газета "Новые известия" сразу после московского саммита. "А
помешать ему разыграть карту Каспия по-своему сейчас, пожалуй, могут лишь
активные усилия других участников грядущего саммита".

Сразу после визита Ниязова Путин встретился с Алиевым, с которым также
обсуждал вопрос о Каспии. Азербайджанский и российский лидеры обсуждали
рамки двустороннего соглашения по вопросам, имеющим отношение к Каспию. Как
Россия, так и Азербайджан подписали двусторонние протоколы с Казахстаном, в
которых ясно обозначены национальные сектора всех трех государств. Как
только Россия и Азербайджан подпишут такой договор, "вопрос об эксплуатации
минеральных ресурсов будет полностью разрешен между тремя государствами", -
сказал Алиев на пресс-конференции в Москве.

Позднее, в интервью одной из крупнейших московских ежедневных газет
"Известия" Алиев указал, что Баку установил с Россией отношения
"стратегического партнерства". Он подчеркнул, что между двумя странами
"достигнуто понимание о принципах раздела [Каспия]".

Как российские, так и азербайджанские эксперты соглашаются, что сделка по
Каспию стала возможна только после разрешения Москвой и Баку вопроса о
Габалинской РЛС. Москва добивалась долгосрочной аренды этой станции раннего
обнаружения, а Баку с большой неохотой шел на предоставление России контроля
над станцией на неограниченный срок. В конце концов стороны достигли
компромисса, и был заключен договор об аренде станции на 10 лет. [Более
подробно см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Тем не менее в отношениях между Азербайджаном и Россией остался ряд
нерешенных вопросов. Азербайджанские политики хотели бы, чтобы Россия заняла
"более активную" (читай - проазербайджанскую) позицию по вопросу о
нагорно-карабахском урегулировании. В недавнем интервью еженедельной "Общей
газете" Эльдар Намазов, азербайджанский политолог, в прошлом советник
президента Алиева, выразил надежду, что "общая эволюция [российских
стратегических] взглядов- приведет и к пересмотру идеи российского военного
плацдарма в Армении".

Согласно Намазову, архитектура безопасности в Закавказье может быть
пересмотрена в двух направлениях. По одному сценарию, Россия может приложить
больше усилий в решении региональных конфликтов "на основе принципов
территориальной целостности и нерушимости границ". Однако в случае
бездействия России Грузия и Азербайджан будут вынуждены пойти на создание на
своих территориях военных баз НАТО и прежде всего Турции. "Симптомы такого
поворота событий уже наблюдаются", - сказал Намазов.

В новой международной ситуации, сложившейся после 11 сентября и последующих
событий, Баку не торопится принимать однозначные решения. Это предвещает
более напряженные переговоры по разделу Каспия и другим вопросам. "Мы должны
продолжать работу в направлении договора между всеми прикаспийскими
государствами", - сказал Алиев. "Думаю, что мы будем способны достичь этого,
но трудно сказать, сколько это займет времени".

От редакции: Игорь Торбаков - независимый журналист, специалист по вопросам
политической жизни стран СНГ. Окончил Московский государственный университет
им. М.В.Ломоносова, защитил докторскую степень в Украинской Академии наук. В
1988-1997 гг. работал научным сотрудником Института российской истории
Российской Академии наук. В 1995 г. стажировался в рамках программы обмена в
Институте Кеннана Международного исследовательского центра Вудро Вильсона
(Вашингтон, округ Колумбия). В 2000 г. - Фулбрайтовский
стипендиат-исследователь в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В настоящее
время живет и работает в Стамбуле (Турция).

http://www.eurasianet.org 

***
На пути к определению правового статуса Каспия:

Таблица

Перечень мероприятий Прикаспийских государств
по вопросам правового статуса Каспийского моря (1992-2001)

Место проведения, мероприятие и его итоги
Тегеран, Иран 17.02.92 - Совещание глав и высоких представителей
прикаспийских государств по проблемам Каспийского моря
Тегеран, Иран 03-04.10.92	- Рассмотрение проекта конвенции Организации
по сотрудничеству прикаспийских государств, предложенной иранской стороной.
Пятью прикаспий-скими странами были согласованы следующие комитеты:
1. Комитет по изучению причин и контролю колебаний уровня воды Каспийского моря;
2. Комитет по охране окружающей среды;
3. Комитет по сохранению и использованию  биологических  ресурсов Каспийского моря;
4. Комитет по правовому статусу Каспийского моря;
5. Комитет по судоходству и использованию портов Каспийского моря. Представители
стран-участниц договорились, что Иран возьмет на себя функции координатора
по вопросам создания указанных комитетов.

1993
14.10.93	- Совместное коммюнике, подписанное Азербайджаном, Казахстаном,
Туркменистаном и Россией. Подтверждено, что Каспий представляет собой
уникальный природный, биологический и единый экологический комплекс.

1994
Тегеран, Иран 01-06.10.94 - Российско-иранские переговоры по рыболовству и
биоресурсам Каспийского моря. Подписан Протокол о двустороннем сотрудничестве
в Каспийском море. Протокол  предусматривает расширение взаимодействия
России и Ирана по целому ряду на-правлений. Среди них - научные исследования,
содействие России Ирану в расши-рении производства молоди осетровых рыб,
совместный промысел каспийской киль-ки. Достигнуто также соглашение о
сформировании совместного комитета по экспор-ту икры осетровых.
Москва, Россия 11-12.10.94 - Совещание на уровне заместителей министров
иностранных дел прикаспийских го-сударств по проекту Договора о региональном
сотрудничестве на Каспийском море. Проект договора согласован четырьмя
прикаспийскими странами. Азербайджан за-резервировал свою позицию по всему
тексту проекта. 

1995
Алма-Ата, Казахстан 15-16.05.95 - Совещание заместителей министров иностранных дел
прикаспийских государств. 
Тегеран, Иран 28-29.06.95 - Совещание (первое) руководителей правовых департаментов
МИД прикаспийских государств по вопросам правового статуса Каспийского моря.
Достигнуто понимание в том, что определение правового статуса включает в себя
следующие элементы:
1) вопросы судоходства;
2) использование биологических ресурсов;
3) вопросы экологии, включая подъем уровня моря;
4) вопросы использования минеральных ресурсов;
5) определение пределов суверенных прав и юрисдикции.
Участники совещания согласились, что правовой статус Каспия должен быть
определен на основе согласованного решения всех прикаспийских государств.
Основные положения правового регулирования по каждому из перечисленных
элементов должны быть закреплены в едином документе о правовом статусе
Каспийского моря.
Туркменбаши, Туркменистан 11-12.08.95 - Встреча делегаций Российской Федерации и
Туркменистана. Стороны договорились о создании совместных структур по
мониторингу экосистемы Каспийского моря, со-хранению его биоресурсов и
управлению рыбными богатствами.
Алма-Ата, Казахстан 26-27.09.95 - Второе совещание руководителей правовых служб
МИД Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана по вопросам правового
статуса Каспийского моря.
Тегеран, Иран 29-31.10.95 - Российско-иранские переговоры по вопросам,
связанным с правовым статусом Кас-пийского моря и налаживанием сотрудничества
прикаспийских государств. Стороны пришли к следующему взаимопониманию:
проблемы правового статуса и режима Каспийского моря, представляющего
собой уникальный водоем, носят сугубо региональный характер. Любые вопросы
касающиеся использования Каспийского моря и его ресурсов, должны решаться в
рамках международных договоров с участием всех прикаспийских государств с
учетом их равных прав, а также взаимных интересов.

1996
Москва, Россия 19.01.96 - Совместное заявление Российской Федерации и
Азербайджана по вопросу о Каспии. Обе стороны выражают свою заинтересованност
в сохранении экосистемы Каспийского моря и принимают на себя ответственность
за это перед нынешним и будущими поколениями своих народов и международного
сообщества в целом.
Тегеран, Иран 11.05.96 - Президент Исламской Республики Иран А. Х. Рафсанджани
и президент Республики Казахстан Н.Назарбаев обсудили вопросы правового
статуса Каспийского моря и сотрудничества прибрежных государств в разработке
и использовании минеральных и биологических ресурсов моря, защиты его
природной среды.
Москва, Россия 26-27.08.96 - Двусторонние консультации с казахстанской стороной
Баку, Азербайджан 16.09.96 - Совместное заявление президента Азербайджана
Г.Алиева и президента Казахстана Н.Назарбаева по вопросам, касающимся
правового статуса Каспийского моря, отме-чающее, что делимитация Каспийского
моря между прибрежными государствами в той или иной форме полностью
соответствует международной практике. Стороны признают права друг друга и
каждого из прибрежных государств на проведение ра-бот по освоению минеральных
и биологических ресурсов в соответствующих частях-секторах Каспийского моря и
будут обмениваться конкретными предложениями о развитии взаимовыгодного
сотрудничества, включая геофизические и геологоразве-дочные работы, а также
освоение месторождений углеводородного сырья с учетом опыта и возможностей
сторон оказывать содействие друг другу и проводить кон-сультации по этим вопросам.
Москва, Россия 07-10.10.96 - Пятисторонние переговоры Прикаспийских государств на
уровне заместителей ми-нистров иностранных дел.
Тегеран, Иран 20-24.10.96 - Пятисторонние переговоры Прикаспийских государств
на уровне заместителей министров иностранных дел.
Ашхабад, Туркменистан 11-13.11.96 -	Встреча министров иностранных дел
Прикаспийских государств. Заявлено о необхо-димости разработки нового правового
статуса Каспия. Создан переговорный механизм - рабочая группа на уровне
заместителей министров иностранных дел

1997
Алма-Ата, Казахстан 27.02.97 - Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев и
Президент Туркменистана С.Ниязов, обсудив вопросы, касающиеся правового
статуса Каспийского моря и сотрудничества прикаспийских государств, считают,
что разработка и заключение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря
является их первоочередной и неотложной задачей. До достижения соглашения
прикаспийскими государствами по статусу Каспийского моря, стороны будут
придерживаться делимитации административно-территориальных границ по
срединной линии. Конвенция как базовый доку-мент о правовом статусе
Каспийского моря, должна определять пределы юрисдикции прикаспийских
государств на основе уважения их суверенных прав  в Каспийском море,
а также включать принципы и нормы, на основе которых будут регулироваться
охрана природной окружающей среды и рациональное природопользование,
а том числе, использование биологических ресурсов моря, минеральных
ресурсов дна, судоходство, а также мероприятия по преодолению
неблагоприятных последствий изменений уровня моря, иные вопросы,
касающиеся деятельности на Каспийском море.
Алма-Ата, Казахстан 27.04.97 - Совместное заявление Президента Республики
Казахстан Н.Назарбаева и Президента Российской Федерации Б.Ельцина по
вопросам, связанным с правовым стату-сом Каспийского моря и развитием
сотрудничества прикаспийских государств. Сто-роны убеждены, что совместное
участие в освоении природных ресурсов Каспийско-го моря отвечает их обоюдным
интересам. Они признают права друг друга на прове-дение работ по освоению
минеральных и биологических ресурсов  Каспийского моря и будут обмениваться
конкретными предложениями о развитии взаимовыгодного сотрудничества по
согласованной программе, включая геофизические и геологоразведочные работы,
а также освоение месторождений углеводородного сырья, с учетом опыта и
возможностей сторон.
Алма-Ата, Казахстан 22-23.05.97 - Первое заседание созданной в Ашхабаде
Специальной рабочей группы по вы-работке нового правового статуса Каспийского
моря
Ашхабад, Туркменистан 28-29.12.97 -	В совместном коммюнике по итогам
официального визита президента Исламской Республики Иран Саида Мохаммада
Хатами в Туркменистан отмечается: "Президен-ты двух стран, выражая
озабоченность сложившимся положением и незаконными односторонними
действиями некоторых прибрежных государств на Каспийском море,
подчеркнули необходимость скорейшего совершенствования правового
статуса Каспийского моря на основе согласия всех прикаспийских государств".

1998
Москва, Россия, 22-23.01.98 - На неформальной встрече президентов РФ и
Республики Казахстан "к числу перво-очередных задач, которые необходимо
решать в 1998 г.", была отнесена проблематика скорейшего заключения
Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. При обсуждении проблемы
Каспия отмечено, что выработка взаимоприемлемого правового статуса
Каспийского моря чрезмерно затянулась. Статус Каспия должен быть
выработан на основе общего согласия прикаспийских государств, и сделать
это необходимо в самое ближайшее время. Обсудив различные точки зрения,
президенты высказали мнение, что достижение консенсуса предстоит найти
"на условиях справедливого раздела дна Каспия при сохранении в общем
пользовании водной по-верхности, включая обеспечение свободы судоходства,
согласованных норм рыбо-ловства и защиты окружающей среды".
Астрахань, Россия, 8-10.02.98 - Российско-казахстанские переговоры по вопросам
правового статуса Каспийского моря. Протокол, подписанный первыми
заместителями министров иностранных дел, зафиксировал существование
продвижения сторон в выработке общей позиции, за-ключающейся в необходимости
раздела дна Каспия с учетом сохранения его верх-ней поверхности в общем ведении
прикаспийских государств. 
Москва, Россия, 25-26.02.98 - В совместном заявлении по итогам визита министра
иностранных дел ИРИ Камаля Харази, отмечалось: " Стороны пришли к выводу о
необходимости ускорить корректировку и дополнение на основе единогласия с
учетом интересов всех прибрежных стран и без вмешательства неприбрежных стран
существующего правового статуса Каспийского моря..."
Баку, Азербайджан, 27.03.98 - Российско-азербайжданские консультации по
правовому статусу Каспия. "Раздел дна Каспийского моря как элемент правового
статуса может способствовать достижению консенсуса всех прикаспийских
государств в отношении Конвенции о правовом статусе Каспия"..
Москва, Россия,  9.04.98 - На встрече президента РФ Б.Ельцина с президентом
Казахстана Н.Назарбаевым была достигнута договоренность о подписании
28 апреля 1998 г. совместного соглашения "О разграничении дна северной части
Каспийского моря".
Ашхабад, Туркменистан. 13-14.04.98 - Российско-туркменские консультации по
правовому статусу Каспийского моря. Подготовка Заявления для печати.
Москва, Россия. 21-23.04.98 - Российско-казахстанские консультации по правовому
статусу Каспия. Подготовлен проект Соглашения между Российской Федерацией и
Республикой Казахстан о разграничении северной части дна Каспийского моря в
целях осуществления суверенных прав на недропользование.
Москва, Россия, 28.04.98 - Во время состоявшейся встречи президентов РФ и
Казахстана было принято совместное заявление, в котором отмечалось, что
"подготовка двустороннего соглашения о разграничении дна северной части
Каспийского моря выполнена. Проект соответ-ствующего соглашения в основном
согласован".Президенты РФ и Республики Казахстан обратились с призывом к
руководителям других прикаспийских стран "умножить совместные усилия в целях
скорейшей выработки основных принципов будущей Конвенции о правовом статусе
Каспийского моря".
Москва. Россия. 06.07.98 - Президент РФ Б.Н.Ельцин и президент Казахстана
Н.А.Назарбаев подписали Соглашение между Российской Федерацией и Республикой
Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях реализации
суверенных прав на недропользование. 
Москва, Россия 16-17.12.98 - Второе заседание специальной пятисторонней рабочей
группы на уровне заместителей министров иностранных дел. Подтверждена
приверженность принципу консенсуса в выработке и принятии Конвенции о
правовом статусе Каспийского моря.

2001
Баку, Азербайджан. 09.01.2001 - Президент России В.Путин и президент
Азербайджана Г.Алиев подписали Совместное заявление Российской Федерации и
Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море. 
Тегеран, Иран. 20-21.02.2001 - Третье заседание специальной рабочей группы по
разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне замминистров
иностранных дел Прикаспийских государств. Обсуждены вопросы: подготовка саммита
Прикаспийских государств, совместного политического заявления лидеров пяти стран,
про-блема демилитаризации Каспия.
Москва, Россия.12.03.2001	- В ходе состоявшихся переговоров между президентом
России В.Путиным и президентом Исламской Республики Иран С.М.Хатами подписано
Совместное заявление Российской Федерации и Исламской Республики Иран по
правовому статусу Каспийского моря.
Астана, Казахстан.18-20.09.2001 - Четвертое заседание специальной рабочей группы
по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне
замминистров иностранных дел Прикаспийских государств. Продолжено
согласование проекта итогового документа предстоящей встречи глав
Прикаспийских государств. Согласились активизировать работу по согласованию
проекта Декларации саммита прибрежных государств.

2002
Москва, Россия. 23-24.01.2002 - Пятое заседание специальной рабочей группы по
разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на уровне
замминистров иностранных дел Прикаспийских государств. Принято Коммюнике
по статусу Каспия, отражающее позиции всех стран.

"Вестник Каспия" # 1 2002 г.

 

О сайте Каспинфо

Полезные ссылки

Поиск

Подписка на новости Каспинфо:

<> <>

© Crude Accountability, 2003 webmaster